ЗАВЕТНЫЙ СПИСОК

Русская исповедно-завещательная библиография: влиятельные люди о влиятельных книгах


Лавлинский Леонард Илларионович - поэт

Родился в 1930 году Ростове-на-Дону, где закончил среднюю школу (1947), историко-филологический ф-т Государственного Университета (1952) и аспирантуру при кафедре русского языка и литературы Госпединститута (1955). Работал в молодежной печати, затем литсотрудником журнала "Дон". С 1959 года - в Москве. Был инструктором отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ (сектор печати. 1959 -1964), сотрудником Гос. Комитета по печати при Верховном Совете РСФСР (1964 -1965), инструктором отдела культуры ЦК КПСС (1965 -1970). С 1970 по март 1977 - 1 -й зам. гл. редактора журнала "Дружба народов"(орган СП СССР).С марта 1977 по настоящее время - гл. редактор журнала "Литературное обозрение". Кандидат филологических наук. С 1971 -член Союза писателей СССР (к настоящему моменту - Международного Сообщества Союзов писателей).

Основные работы Л.И.Лавлинского:

"Ключ" (книга стихов), М.: Современник, 1978; 2. "Степной ночлег" тихи и поэма, М., Сов. писатель,1980; 3. "Струги", стихотворения и поэма, М., МГ,1982; 4. "Солнце красное, повесть в стихах, М,. М.,Современник,1984; 5 Знак Козерога, книга стихотворений, М., Советский писатель, 1986;6. Домик над обрывом, стихотворения и поэмы, М., Современник, 1989; 7. Сердца взрывная сила (О лирической поэзии 60-х годов), М., Советский писатель, 1972; 8. "Не оставляя линии огня" (О лирической поэзии наших дней), ,Современник,1975; 9. "Поэт и критик" (о поэзии и поэтической критике наших дней), М., Художественная литература, 1979; 10. "Мета времени, мера вечности" (статьи о современной литературе), М. Художественная литература, 1986; 11. "Казачья летопись", избр. стихи и поэмы; 12. "Без уступок" (статьи о современной литературе).Две последних книги планировались к выходу в издательствах "Советская Россия" (ныне -"Русская книга") в 1991 г., и "Советский писатель" (“Современный писатель”) - 1992 г. Но обе были сняты с производства в стадии сверки и не вышли в виду изменений в коммерческой политики издательств.

Из письма составителю:

По древней поговорке, книги имеют свою судьбу. Можно к этому прибавить, что они во многом и определяют человеческие судьбы. Предполагаю, что вопросы анкеты имеют в виду молодежь, получившую во всяком случае, среднее образование и привычку к размышлению над прочитанным. Это избавит меня от перечисления развлекательно-приключенческих произведений поглощенных в мои детские и отроческие годы. Выделю однако роман Роки -старшего "Борьба за огонь", "Три мушкетера" А.Дюма, книги рассказов Г.К.Честертона и Конан-Дойла, которые с удовольствием перечитывал в разные периода взрослой жизни. Мера воздействия на человека той или иной книги (или чьего -то творчества) обусловлена и тем, испытывает ли читатель потребность время от времени к ней возвращаться. Пятнадцати лет я познакомился с Полным собранием сочинений А.С.Пушкина и с избранными трагедиями В.Шекспира.С той поры, кажется, не проходило и года, чтобы обходился без них. Постоянно перечитываю отечественных классиков, преимущественно поэзию: А.Грибоедова, М.Лермонтова, Н.Некрасова, А.К.Толстого, А.Блока, С.Есенина и некоторых других. Из прозаиков чаще остальных - Л.Толстого, Н.Лескова, А.Чехова. Когда чтение становится для молодого человека духовной жаждой, нередко он знакомится и с теми произведениями, к которым в последствии не возвращается. Но они имеют важное значение для расширения кругозора, для выработки собственного мировоззрения, говоря более обще, - для сложения личности. Приблизительно в 18 -20 -летнем возрасте я прочитал "Драмы революции" Р.Роллана, которых никогда потом не перечитывал. Но на всю жизнь сохранил благодарное чувство к писателю, ибо он открыл мне глаза на трагическую противоречивость грандиозного феномена революции. Конечно, и до знакомства с этими пьесами я понимал, что в любой революции участвуют представители самых разных слоев населения. И среди них не только светочи мысли и герои. Но, к сожалению, и безнравственные авантюристы, и всяческое отребье. И уж в силу этого одного вовсе бескровная революция возможна лишь в красивых утопиях. И все же было непонятно: как это - вожди народного восстания, объединенные, казалось бы, общими благородными идеалами и целями, спаянные общей борьбой, утратами, единой железной дисциплиной - как это они, едва придя к победе, вдруг становятся непримиримыми врагами. И в борьбе за личную власть начинают беспощадно уничтожать друг друга. Р.Роллан обрисовал (и, по -моему, очень отчетливо) социально -исторический и психологический механизм подобных катастроф. Для меня это явилось открытием. Иными словами, я во -время прочитал нужную книгу.

Совершенно очевидно, что гражданин России, желающий считать себя образованным, не может не знать текстов Священного Писания. Желательно, чтобы растущий человек знакомился с ними как можно раньше, когда его представления о мире начинают только -только обозначаться (мое первое знакомство с Библией произошло, к несчастью, намного позже). Существуют популярные переложения Ветхого и Нового Заветов - с этого, по видимому, и надо начинать. Взрослея, читатель и сам определит, в какой мере он должен знать религиозную литературу и как относиться к вере.

Разумеется, полноценное гуманитарное образование немыслимо и без знания основ отечественной и мировой философии. Но с чего лучше тут начинать - пусть выскажутся специалисты. Будучи литератором, я болею душой прежде всего за судьбы литературы художественной (она и доступнее для молодого читателя). А если в мой список входят и некоторые труды историков - это, во-первых, потому, что учитываю цели, поставленные автором анкеты, - "Не дать порваться связи поколений русского народа", - а во-вторых, стиль этих произведений допускает возможность отнести их одновременно и к научной, и к художественной прозе. Если, наконец, учесть безусловную субъективность моих предпочтений, позволю себе, больше ничего не поясняя, приступить к делу.

  1. Библия
  2. Мифы древней Греции
  3. Историки Рима (желательно: Плутарх, Сравнительные жизнеописания; Тацит, Анналы; Г.Светоний Транквилл "Жизнь двенадцати цезарей").
  4. Повесть временных лет
  5. Слово о полку Игореве (желательно: "Повесть о разорении Рязани Батыем" и другие воинские повести)
  6. Повести смутного времени (особенно - "Повесть о Горе -Злосчастии")
  7. В.Шекспир, Избранные трагедии
  8. Данте, Божественная комедия
  9. Сервантес, Дон Кихот
  10. И. -В. Гете, Фауст
  11. А.С.Пушкин, Полное собрание сочинений
  12. А.С.Грибоедов, Горе от ума
  13. М.Ю.Лермонтов, Полное собрание сочинений
  14. Ф.И.Тютчев, Полное собрание сочинений
  15. Н.В.Гоголь, Полное собрание сочинений, исключая стихи
  16. А.А.Фет, Полное собрание стихотворений
  17. А.К.Толстой, Полное собрание стихотворений
  18. Н.А.Некрасов, Полное собрание стихотворений
  19. Л.Н.Толстой, все романы, а также рассказы "Отец Сергий", "Дьявол".
  20. Н.С.Лесков, все рассказы, очерк "Воительница"
  21. А.П.Чехов, Полное собрание сочинений
  22. А.А.Блок, Полное собрание сочинений
  23. С.А.Есенин, Полное собрание стихотворений
  24. М.А.Шолохов, роман "Тихий Дон", рассказ "Судьба человека"
  25. Б.Л.Пастернак, роман "Доктор Живаго", Полное собрание стихотворений
  26. М.А.Булгаков, романы "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия"
  27. А.П.Платонов, роман "Чевенгур", повести "Котлован", "Ювенильное море", рассказ "Возвращение"
  28. А.Т.Твардовский, "Василий Теркин" (книга про бойца),  избранная лирика (предпочтительно - поздних лет)
  29. Н.М.Карамзин, История государства Российского
  30. В.О.Ключевский, Исторические портреты; (М., издательство "Правда", 1990)

Превышая отпущенный лимит, помещаю под этим пунктом общее пожелание издавать и переиздавать русский фольклор, былины, исторические песни, народные баллады (великолепно, например, собрание .Н.Афанасьева). Искренне сожалею, что тридцати названий явно недостаточно, чтобы отметить даже наиболее любимые, нужные или чем -либо дорогие мне произведения. Как, например, исключить из списка И.Тургенева, который, правда, для меня, в первую очередь, не автор актуальных в свое время романов, а художник, написавший "Вешние Воды", "Асю", "Первую любовь", и удивительный лирик, глубоко чувствующий русскую природу. И можно ли считать себя образованным, не читая такого мирового гиганта, как Ф.Достоевский? Как обойтись без А.Апухтина, И.Анненского, М.Волошина, А.Ахматовой, Н.Гумилева, М.Цветаевой? Особый вопрос - можно ли не знать В.Маяковского? Да он, попадись читателю хотя бы одна его строка, сам заставит с собой познакомиться! Отбирая имена для своего варианта "Золотого списка", я исходил из того, что эти и другие часть повторяемые сейчас имена непременно назовут и другие составители. Между тем некоторых классиков может не оказаться в перечне по тем соображениям, что "их в школе проходят", "их и так все знают". А это допустить никак нельзя.

-5 июня 1993 г.

 


|Суть проекта|Публикации|Участники|Кандидаты | Пересмотр ЗС | Аналогичные сайты||Архив новостей|Карта сайта|Где купить "Заветный Список"?|

 

Предыдущая страница К предыдущей странице

Вверх Вверх


© Пряхин М.Н. 2010. zavetspisok@yandex.ru


Электронные библиотеки в интернете lКнигу можно скачать по сети

Книжные магазины в интернете Книгу можно заказать по почте